Горнолыжные курорты, дабы не простаивать летом, стараются добрать "не сезон" за счёт трекинга и горных велосипедов. Побывав недавно в польских Татрах, задался вопросом, а точно ли для Закопане сезон зимой? Людей на треках огромное количество, все приюты переполнены и заказаны на полтора месяца вперёд, очередь на канатную дорогу полчаса — и всё это посреди рабочей недели.
Для того чтобы не ночевать в переполненном приюте на полу в столовой, мы с женой решили сделать хайк по Татрам в формате выходного дня. Для начала я нашёл канатку, которая, как я понял, помимо того, что работает, ещё и выходит выше всех остальных. Канатка идёт из Кужнице на Каспровы Верх. До Кужнице прямо от автовокзала Закопане идёт маршрутка, не найти её невозможно — толпа ушатанных микроавтобусов марки "Привет от городского транспорта Украины" дежурит прямо на выходе из автовокзала. Ехать действительно три минуты, ну, может, ещё пять подождать, пока маршрутка набьётся. Билеты на канатку лучше заказывать
on-line, таким образом вы можете попасть в нужное вам время. В противном случае вам придётся ждать тех, кто пришёл до вас, и тех, кто купил on-line. Кстати, система достаточно справедливая: через интернет они распродают только полвагончика и ещё полвагончика можно выкупить в порядке живой очереди. Так что в ситуацию, когда вы пришли, а билетов на сегодня нет, вы не попадёте. Если планируете не подниматься, как мы, а спускаться на канатке, имейте в виду, что осенью она рано закрывается: в октябре последний гарантированный спуск в 15:30 (билеты on-line можно купить на 17:30). Я понимаю это следующим образом: если вы хотите спуститься явочным порядком (пришёл-увидел-укатил), то они рекомендуют вам появиться до полчетвёртого, а последний вагончик при этом всё же уходил полшестого. Ещё один момент, который стоит учитывать при планировании спуска на канатке, это то, что вход в Татрский Общественный Парк является
платным, и хоть оплата не ахти какая, но всё же перед входом надо найти лесника и дать ему денег, в смысле купить у него билет, а не то, что вы подумали. В случае подъёма на канатке парковый сбор уже включён в билет. Чего категорически не стоит делать, так это покупать спаренный билет туда-обратно. Он сильно дешевле, чем оплата подъёма и спуска порознь, но проблема в том, что такой билет предполагает всего 1 час 40 минут наверху. Такой странный финт обусловлен опять же таки регулировкой нагрузки на вагончик канатной дороги.
Поскольку выйти в долину пяти озёр у нас никак не получалось, а озёр всё же хотелось, маршрут получился следующим: Kasprowy Wierch -> Kolejka krzesełkowa Gąsienicowa, stacja dolna -> Czerwone Stawki -> Karb -> Kościelec -> Karb -> Czarny Staw Gąsienicowy -> Schronisko PTTK Murowaniec -> Przełęcz między Kopami (Karczmisko) -> Kuźnice. Кому проще рисуночком, можно посмотреть
здесь, я надеюсь какое-то время кэшированный маршрут не удаляется, если же удаляется, то в любом случае по ссылке очень полезная интерактивная карта для трекинга в польских Татрах.
|
Собственно, озёра... |
С одной стороны, в правилах парка строго воспрещается сходить с дороги. По официальной версии, чтобы медведь не съел. Но кто его его здесь видел? (А может, кто-то и видел, но уже не расскажет.) С другой же стороны, всё вокруг поросло
жерепом, и особого желания ломиться через эту колючку нет.
|
За счёт зарослей жерепа всё вокруг зелёное даже в середине осени. |
|
Наташка рядом с зарослями жерепа, чтобы оценить масштабы бедствия... |
|
... и я. |
Надо сказать, что, идя по парку, видно, за что берутся деньги. Маршруты, например, промаркированы так, что заблудиться не сможет даже человек, способный потеряться в лифте. На маршрутных указателях написано расчётное время до следующей точки (если не
тупить фотографировать, то вполне можно уложиться). На источниках сделаны деревянные желоба, чтобы можно было попить и наполнить фляги. Помимо этого
добрые гномы злобные горные тролли выложили из крупной осыпухи (камушки где-то 40х40) лестницы и наклонные дорожки. На лестницах я постоянно радовался тому, что не пожадничал и взял на прокат палки, иначе к концу этих 10 километров меня бы снесли с горы без коленей. Наклонные тропинки же, притрушенные грязью и смоченные дождиком, представляют из себя отличнейший каток.
|
Оборудованный источник. Очень атмосферно. |
|
Stairway to Heaven... ёпт. И по такому все 10 км. |
Надо сказать, что трекинг в польских Татрах оказался неожиданно тяжёлым. Во-первых, все эти лесенки и мощёные дорожки не сильно дружелюбно действуют на ноги. Во-вторых, переходы достаточно длинные, ведь нигде, кроме приютов, стоять нельзя, а приютов не так уж много и расстояния между ними приличные. Помимо этого, на переходах между приютами находятся ещё и перевалы. В-третьих, перевалы! Переход Karb -> Kościelec мы так и не осилили. Перед подъёмом на Кощчелец стоит табличка о том, что маршрут трудный, да и вообще сверху могут прилететь камни. Мы первоначально решили, что это пугалка для дедушек, которые здесь тоже ходят в больших количествах. Но, набрав метров сто из положенных трёхста, мы упёрлись в стенку высотой метров 6–7, по которой надо тупо лезть. Причём вверх пролезть не проблема, взяться есть за что, а вот вниз возникает проблема, что некоторые упоры для ног стоят под камнями, т. е. ноги надо ставить на ощупь, веря в то, что встать есть на что. Помня по Доломитам, насколько такое развлечение может быть неприятным, я решил, что я и сам-то могу не слезть, а Наташку и вовсе не сниму. Поэтому мы совершили самый бесславный подвиг в горах — развернулись и пошли вниз. Надо сказать, что именно на этом участке маршрута где-то половина людей действительно была в касках, что наводило на мысль, что, полезь мы выше, и мы бы пожалели, что мы без касок. Кстати, поляки ходят по Татрам ну в чём попало и с чем попало (тренировочные штаны для спортзала и городской рюкзачок вполне себе норма), но (!) абсолютно все обуты в
хорошие горные ботинки. Так вот, возвращаясь к перевалам. Вернувшись на Карб сильно озадаченным и жуя свой обед, стал рассматривать перевалы, а точнее выходы на гребень, за которым находилась долина пяти озёр. С Карба мне было видно два: Świnicka Przełęcz (это скорее не перевал, а седловина и выход на гребень) и
Skrajny Granat (это уже совсем не перевал, а одна из вершин Orla Perć). В обоих случаях тропинка сначала начинала забирать очень круто вверх, а потом, последние метров 100–200, вообще терялась в осыпухе, кажущейся с моей точки обзора почти вертикальной. Я понимаю, что издалека эти выходы могли казаться намного более страшными, чем есть на самом деле, но при дальнейшем планировании выходов я бы учитывал, что перевалы между озёрами в Татрах — штука достаточно непростая и стоит иметь запасной план на случай, если придётся повернуть назад.
На выходе с Карба всё было относительно просто. Мы прошли немного по гребню и спустились на Чёрное Озеро — самое большое озеро в нашем путешествии. Надо сказать, сверху оно смотрелось намного более красиво, чем с берега.
|
Вид с гребня на уже пройденные нами озёра. |
|
Чёрное Озеро оттуда же. |
|
Некий аналог крымского "телевизора". |
На этом всё. От озера к приюту идёт почти ровная дорога, оттуда несложный спуск — и мы возле нижней станции канатной дороги. Оттуда маршрутка на автовокзал.
Полезные советы:
- Билеты на канатку лучше купить on-line.
- Обязательна хорошая трекинговая обувь. Лучше всего ботинки.
- Обязательны палки, без них лестница убьёт колени.
- Выход на Orla Perć, с моей точки зрения, требует предварительной разведки. Если заходить с канатной дороги, то, скорее всего, будет проще, но всё же этот маршрут лучше не ходить в непогоду и межсезонье. Мне кажется, лучше сначала на него в живую посмотреть со стороны, потом идти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий