понедельник, 13 апреля 2020 г.

Последний день в Помпеях

Последний день нашего путешествия мы ехали домой. Точнее мы должны были ехать два дня по 600+ километров. Вместо этого Ден уговорил нас задержаться почти на день в Помпеях и посмотреть раскопки. В итоге на следующий день мы отмахали 1100+ километров. Даже при том, что Ден вёл большую часть пути и у нас было 3 сменных водителя, это было достаточно тяжело.

Сад беглецов: место, где обнаружили наибольшее количество жителей. На фоне Везувий.
Фото Irina Toptunenko
Чем интересны эти раскопки? Во-первых, близость к вулкану обеспечила то, что всё было накрыто вулканическим пеплом почти моментально. В итоге город сохранился почти целиком, включая горожан: некоторых катаклизм застиг просто за обыденными делами. Есть даже легенда о самом невезучем горожанине, который пережил выброс пепла, но был убит камнем во время бегства. Во-вторых, сама структура пепла, облепившего город — он сравнительно легко снимается. Я не помню точно, что именно повлияло на структуру консервирующего вещества, то ли то, что сразу после извержения город накрыла волна цунами, то ли наоборот именно до Помпей цунами не добралось, но суть остаётся та же: это единственный античный город, погибший от извержения вулкана, который так легко раскапывается. В частности, помимо Помпей архелоги нашли ещё несколько городов, погребённых извержением пепла из Везувия, но в случае тех городов пепел спёкся со строениями или с костьми останков жителей, делая раскопки полностью невозможными. В Помпеях же сохранилась не только архитектура, но даже роспись. Ну и в-третих, Помпеи были свеже отреставрированным городом. За 10 лет до извержения город был сильнейшим образом повреждён землетрясением (аборигены явно были необучаемы) и к моменту трагедии только-только отстроился заново.

"Сначала они строят дом на вулкане, потом удивляются, что у них лава в гостинной!" (Джордж Карлин)
Вид с центральной площади Помпеи на Везувий. Фото Irina Toptunenko
Мы выкупили аудиогид в одном из агентств и пошли в город. Аудиогид оказался очень подробным, но при этом скверно начитанным и очень нудным. Даже Наташке где-то к середине наших странствий надоело слушать его бубнёж, и мы просто бродили. Кстати, неплохо этот гид заменяет бесплатное приложение Discover Pompei.

Интересной особенностью города было то, что он был разбит на утилитарные зоны. Т. е. была, например, улица магазинов. И собственно встретить магазин где-либо помимо этой улицы в городе уже проблематично. Или же другая улица с ресторанами: по одной стороне бары и забегаловки быстрого питания, по другой — шикарные двухэтажные рестораны и бордели. Отдельный квартал театров: вот у вас малый театр на 500 человек, а вот, наискосок от него, —  большой, уже на полторы тысячи, в свободном углу пристроилась школа гладиаторов.

Малый амфитеатр. Фото Irina Toptunenko
В театре нам повезло проверить аккустику. Какая-то азиатская туристка с хорошо поставленным голосом исполняла что-то из репертуара Робертино Лоретти, как мне кажется (shazam, к сожалению, такие вещи не подбирает).

За счёт того, что город хорошо сохранился, можно увидеть много интересных особенностей жизни древних римлян. Напрмер, вот такие городские питьевые фонтаны встречаются в игре Цезарь III. Я их считал художественным преувеличением. А вот нет. Оказывается, реально были. (Кран, естественно, там добавили уже после раскопок).


Или вот такие камни на дороге. Угадаете, от чего они?


Отгадка :
Первой додумалась Наташка. Так как ливнёвой канализации не было и стоки текли просто по дороге, надо было как-то перебираться на другую сторону, не уделавшись по уши. Поэтому на перекрёстках были продолговатые камни на уровне тротуара, расположенные на расстоянии шага: так и телега могла проехать и пешеход перейти, не испачкавшись. Мне кажется, мэрам некоторых современных городов, где опять отсутствует ливнёвая канализация, пора вспомнить этот опыт (да и стритсракеры гонять меньше будут).

Праобраз пешеходной зебры.
P. S.: CCTV современные, не античные
Отверстие в потолке в гостинной, чтобы собирать влагу. Внутри каждого дома был бассейн с пресной дождевой водой:

Фото Irina Toptunenko
В домах побогаче даже были фонтанчики:

Как видите, сохранились и фрески, и мозаика. Тут, конечно, поработали рестовраторы, но было же, что реставрировать. Фото Nataliia Privezentseva
Интересной особенностью музея является то, что рестовраторы стараются полностью восстановить городской ландшафт: там, где были сады, разбивают сад, где был виноградник, снова растёт виноград.

Древнеримский культиватор
Ещё одна вещь, обязательная к просмотру в старых Помпеях, — это загородная вилла. К ней, конечно, придётся чапать минут пять, уходя от основного города, но она того стоит, потому что в ней лучше всего сохранились (восстановлены?) и настенные фрески, и напольная мозаика:

 Фото Nataliia Privezentseva

По самим Помпеям, наверное, всё. Можно ещё накидать кучу фоток с кладкой, печками, мумиями и прочим, но это всё легко гуглится, а на меня произвело не столь яркое впечатление. Про новый город я уже рассказал в позапрошлом посте.

По пути назад мы остановились в какой-то мелкой итальянской деревушке на границе с Австрией. Бонусом оказался панорамный лифт, пристроенный к гостинице после какой-то реконструкции. Ну вот ещё разве что пара фоток из нашей дороги домой.

Фото Irina Toptunenko
Фото Irina Toptunenko
Привал на обед.  Фото Nataliia Privezentseva
Полезные советы:
  1. В Помпеях обязательно посетите загородную виллу.
  2. Аудиогид можно не брать — бесплатное приложение вполне неплохо справляется. Главное, не забудьте пополнить роуминг — траффик, какой-никакой, оно всё же требует.


Комментариев нет:

Отправить комментарий