пятница, 19 июня 2015 г.

Город со смешным названием Труймясто

На длинный викэнд я "наворовал" идей у своего коллеги Марэка и двинул в Труймясто. Польские названия у меня вызывают стойкие ассоциации с произведениями Туве Янссон. Одно только название главной артреии страны (Вислы) сразу напоминает o близнецах Товсле и Висле из "Шляпы волшебника". А в Труймясте вполне мог бы родится Снусмумрик.

Добираться до места назначения мы решили скандально известным Pendolino или Express Intercity Premium (EIP). Стоит эта штука как самолёт (иногда дороже), но преодолевает расстояние больше чем 600 километров всего за 5,5 часов. Если ко времени перелёта прибавить накладные расходы, связанные с самолётом, добраться до/от аэропорта, чек-ин, рулёжка, то по затратам времени самолёт если не догонит EIP, то будет сравним. Надо сказать, что даже во втором классе сидения очень удобные и на них вполне можно выспаться, и спина от них не болит после пяти часов езды. Маленькое наблюдение: места со столиком хороши только для компании из 3–4 человек, если едете один или вдвоём, лучше взять обычные места, т. к. за столиком вы таки упираетесь коленями в соседа напротив, а вот на обычном месте пространства для ног предостаточно.

Вернёмся к Труймясту (в переводе с польского Троегород). Это достаточно интересное образование, т. к. в остальном мире больше известны названия отдельных городов составляющих агломерацию: Гданьск, Сопот и Гдыня. С точки зрения инфраструктуры всё наоборот. Например, все три города обслуживаются одной транспортной компанией, поэтому билет, действительный в одном городе, будет действителен и в другом. Города объединяет сеть "скоростных" электричек (Shibki Koleji Mejskie — SKM), некий аналог наземного метро. Таким образом, перемещение между городами вовсе незаметно, особенно для людей, привыкшим к мегаполисам. Какие ещё службы делят между собой эти города, я не знаю, но подозреваю, что не только транспорт. Кстати, то ли на наш визит пришлись дни заячего промысла, то ли в Гданьске всё время очень большое внимание уделяется проблеме оплаты за проезд, но было всего два или три раза, чтобы мы проехали и у нас не спросили билет. Ситуация для Польши не сильно типичная.

Поселились мы в Заспе, районе новостроек. Кстати, неожиданностью было то, что в Труймясте недорого можно снять только комнату, квартиры же начинаются от эквивалента $100 или около того.
Вот такими весёлыми домиками встретила Заспа. Оказывается, если раскрасить отрыжку панельного коробкостроения детскими рисунками, то она не вызывает отрицательных эмоций.
Уплотнённая застройка? Нее, не слышали!
Каждый раз удивляюсь. Дикие люди! Тут же так и просится гигантский торговый центр. Или парочка свечек с парковкой. Нет же ж, оставили поле.
Лифт забавный. В кабине двери нет, она там не предусмотрена. Дверь в шахту открывается вручную, как калитка. Надпись на двери: "Убедись в наличии кабины".
Интересной особенностью Гданьска является отсутствие Старого города. Обычно туристический маршрут в польских городах строится по принципу: Старэ място — площадь Рынок — Остров Тумский или Замок (Королевский), по наличию. Здесь же я попал впросак, т. к. на карте не было ни старого города, ни площади Рынок. Старый город в Гданьске называется Главным городом. Правда, центральной площади мы так и не нашли. В этом путешествии мы выработали привычку сперва делать налёт на пункт туристической информации и уже оттуда двигаться на исследование города. В таких пунктах можно получить информацию о доступных экскурсиях и бесплатную карту достопримечательностей города.

Главный город Гданьска восстановлен лучше остальных, что я видел в Польше. Он и больше, и интереснее. Например, я нигде, кроме Гданьска, не видел сохранившихся деревянных барельефов на домах.


Или вот, например, такие таблички с указанием названия улицы.
То, что Гданьск является портовым городом, добавляет ему достопримечательностей, которых нельзя найти в других городах. На набережной сохранился старый портовый кран, механизм которого приводился в движение идущим внутри колеса человеком. Сейчас в нём какой-то музей. Внутрь мы, к сожалению, не попали, т. к. оказывались рядом исключительно в нерабочее время.

Гданьский Журав, являющийся одним из символов города.
Гуляя по главному городу, обнаружили, что в Гданьске тоже есть Мариацкий костёл. Долго насиловал Википедию для того, чтобы понять, где же Мариацкий костёл находится "тоже": в Гадньске или в Кракове. Обнаружилось, что они почти ровесники, но всё же строительство (без модернизаций) краковского костёла закончилось раньше, да и известен он всё же побольше. Несмотря на это, Мариацкий костёл в Гданьске посетить однозначно стоит. Во-первых, это крупнейшая кирпичная церковь в мире. К сожалению, данный факт сложно оценить из-за того, что место вокруг неё достаточно плотно застроено домами, а стоя под стенкой так, что упираетесь в неё носками, сложно оценить, она 20 метров или 60. Тем не менее архитектура костёла несколько необычная, хотя бы за счёт тройной (с тремя коньками) крыши над основными залами. В отличии от множества католических святынь, собор не расширялся часовнями, а изначально задумывался очень большим. Отдельный поклон реставраторам за сохранённые окна во всю стену: благодаря им костёл очень светлый. В Польше у многих костёлов окна частично заложены, либо заделаны чем-то вроде фанеры снизу, отчего костёлы становятся тёмными и мрачными, здесь же полно света.

Вот такие интересные астрономические часы мы нашли в костёле. При ближайшем рассмотрении впечатляют, конечно же, больше, чем на фотографии. В нижнем круге расположен достаточно серьёзный и сложный календарь.
А вот от этого сундука мне не удалось найти описание. Для чего он был и когда сделан, остаётся загадкой.
Крыша зала — рельефные полусферы, сверху смотрятся, как листы бумаги, скомканые шариком, только огромные. Возникает ощущение, что вас уменьшили и закинули десантом на стол безумного литератора.
Тем не менее, ввиду отсутствия здесь водопада или хотя бы пруда многие кидают монетки в складки крыши. 
Посетить колокольню однозначно стоит. Не столько из-за вида, — сверху видно либо сам собор, либо кусочки плотной застройки главного города, да и то через конёк крыши, — сколько ради изучения самого собора: сначала придётся подняться по узкой винтовой лестнице, на которой действительно не разминуться, потом пройти между крышей главного зала и крышей собора (с некоторой натяжкой это место можно назвать чердаком, если вы готовы спрятать на чердаке пару баскетбольных залов), и потом подняться по колокольне. Причём не ясно, что страшнее: подниматься по узенькой винтовой лестнице или по огромному и "глубокому" колодцу колокольни. Узнай, что в тебе развито сильнее: клаустрофобия или агорафобия.

Вид с крыши на ратушу. Мариацкий костёл очень здорово перезванивается с ратушей. Колокольню при этом использует не ту, на которой вы стоите, а малую, на середине крыши.
Вокруг костёла тоже рекомендую пройтись. Костёл со всех сторон разный, и с некоторых его даже можно рассмотреть. С одной стороны, между костёлом и королевской часовней, действительно осталась улочка, в которой достаточно плечистый мужчина может полностью перекрыть проход. В часовне же сохранились (или восстановлены?) интересные стёкла: они выпуклые, как декоративная кафельная плитка.

Недалеко (в принципе, в польских городках все достопримечательности недалеко друг от друга) находится костёл Святого Николая, насколько я понял, старейший костёл Гданьска (XII в.). Снаружи и не поймёшь, это церковь или фортификация. Внутрь мы не попали, но по возвращении в Гданьск это будет одно из мест, куда я обязательно схожу.

Ну и конечно, нельзя забывать конец улицы Длугий Тарг, с городской ратушей, которая нынче тоже музей, и фонтаном Нептуна. Фонтан не выглядит очень особенным, пока не вдумываешься в его возраст, действует фонтан с XVII века.

Забавно, что в Гданьске можно найти вещи, не только относящиеся к седой старине. Вполне себе в историческом центре находится ... музей детской игрушки. На витрине стоят советские неваляшки и прочие игрушки из моего детства.

Этот телевизор тоже привлекает людей в музей игрушки.
На второй день мы отправились в Сопот. Ну, что сказать? Достопримечательностей там нет. Есть, конечно, старый маяк и кривой домик, но в Сопот надо ехать не за этим. Этот город обладает какой-то счастливо-ленивой атмосферой. Время здесь замирает, ты как-будто попадаешь в кисель и не очень хочешь вырываться. Мне это напомнило какой-то фильм, в котором белые офицеры прогуливаются с дамами на минеральных водах. Офицеры, правда, не в кителе и с брюшком, и дамы не в креналинах и без кружевных зонтиков, но в остальном та же атмосфера неторопливости, светит солнышко, дует ветерок с моря и играет приятная музыка. Кстати, в Гданьске и Сопоте видели на море лебедей. Один даже пролетел в метре от Наташки. Мы так обалдели, что забыли схватиться за фотоаппарат.

Главная площадь Сопота и старый маяк.
На маяк рекомендую забраться: действительно хороший обзор. А по выходе вам очень мило выдадут сертификат о покорении маяка. Слева от выхода стрёмного вида кафешка с морской рыбой. Мы там ели и не отравились. Цены сносные, насколько сносными могут быть цены на морскую рыбу.

Та же площадь, но уже с маяка.
Я — ровный, домик — кривой. Кстати, считается одним из самых необычных зданий мира.
Больше всего жалею, что не попал в два места. В Гданьске не съездил на морскую экскурсию на Вестерплатте, а в Сопоте не сходил на ипподром, тем более что на тот момент там проводились международные соревнования. Но нельзя впихнуть невпихуемое.

Полезные советы:
  1. Открыл для себя приложение SkyCash: позволяет покупать билеты с телефона во многих городах Польши. В случае Труймяста даже со скидкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий