суббота, 21 октября 2017 г.

Под парусом на лыжах

В этом году мы решили продолжить обновлять список гор, на которых мы побывали, поэтому для каталки был выбран горнолыжный курорт Jasna (Ясна) в Словакии.

Поселились мы в 20 километрах от горы в городишке Liptovský Mikuláš (Липтовски-Микулаш). Сняли мы домик очень удачно — у нас на двоих было полдома. Первый этаж: прихожая, гостиная с камином и мини-кухней и ванная; второй этаж: небольшая уютная комнатка при лестнице и собственно спальня.

В этом году мы решили встать ещё и на лыжи, так что набор снаряжения для каталки на двоих выглядит теперь как-то так (шлемы и прочая защита есть, они просто в кадр не попали)
Сам Липтовски-Микулаш — городишко маленький, и, что характерно, к вечеру вымирает наглухо. Около шести вечера ощущение такое, что ты попал в фильм/книгу Стивена Кинга "Лангольеры": вроде всё работает, горят вывески, переключаются светофоры, но на улице ни души.

Костёл святого Николая — главная достопримечательность и центр города. Ранний вечер. И никого! Фото Nataliia Privezentseva
Зато мы нашли там неплохой бургерный ресторанчик — Restart Burger. Вкуснее бургера я ещё не ел, а порция рёбрышек идёт с медалью "За Стойкость" на дне тарелки.

Невероятных размеров порция рёбер. Вкусно, но я чуть не помер. Фото Nataliia Privezentseva
Ещё интересной особенностью Липтовского-Микулаша является его автовокзал. При населении аж в 33 тысячи человек автовокзал насчитывает 21 платформу в три ряда.  Я так и не понял, зачем им это. Тут с нами случился один из курьёзов этой поездки. Наташе нужно было выехать раньше и по отзывам друзей мы искусились на Tiger Express до Кракова. По идее, это маленькие автобусики, раскрашенные в тигру. Посреди большого и тёмного автовокзала Липтовского-Микулаша найти, где причаливает маленький автобус, было и так уже проблематично. Мы долго бегали от платформы к платформе, высматривая мелкий транспорт. За пару минут до предполагаемого отъезда на вокзал заехал тёмно-серый микроавтобус рено, сделал круг и затаился в самом тёмном углу. Я ещё пошутил, что это за Наташей. Оказалось, не пошутил. Это действительно был Tiger Express, приехавший за ней. Лично!!! В итоге Наташа была единственным пассажиром все три с половиной часа до Кракова.

Но хватит о городке — вернёмся к горке. ГК Ясна находится на горе Хопок в Низких Татрах. Гора (или гребень) делит курорт на две части: Хопок Юг и Хопок Север. У каждой стороны есть свои плюсы и минусы. Скипас действует на всей территории комплекса.

Хопок Север отличается разнообразностью трасс. Здесь можно найти всё: от откровенно плоского лягушатника, до чёрных (а кому и коричневых) почти вертикальных склонов. Существенным недостатком является то, что с северной стороны часто дует достаточно сильный ветер, настолько сильный, что отключают канатные дороги не только на вершину, но и в самом низу, включая даже те, что идут полностью в ёлках. Здесь я как раз и научился пользоваться противоветренным куполом на креселковых подъёмниках. В один из дней мы сами ушли, не дожидаясь выключения подъёмника, потому что стало просто тупо страшно на него лезть.

Спуск по северной стороне
Я, наверное, теперь буду каждый год видеть очередную вундервафлю в качестве подъёмника. На этот раз я имел удовольствие наблюдать гондолу, едущую на двух параллельных тросах (при этом сама гондола всё ещё съёмная). Размер кабины, конечно, тоже поразил — это такой себе автобус человек на 30. Но, думаю, два троса там не столько для пассажиропотока, сколько для ветроустойчивости. При сильном ветре эту гондолу отключают одной из последних, несмотря на то, что ведёт она на самый верх. Одна из причин, почему её гоняют до последнего, — снять людей из ресторана наверху. Дело в том, что даже зимой в ресторан наверху можно заехать без лыж. В таком случае спуститься можно только на этой гондоле (дальше не страшно: дальше — рельсовый фуникулёр). В один из дней я наблюдал, как операторы пытались поймать время, когда ветер немного стихал, чтобы столкнуть вниз хотя бы одну кабину.

Вундервафля этого года. Представьте, что вот то чудо на рожках размером чуть больше ПАЗика
Хопок Юг, напротив, меньше подвержен ветрам, но при этом победнее в отношении трасс. Маршруты в основном красные и чёрные, и их не так много, как хотелось бы. К сожалению, путь по низу от одного подъёмника до другого занимает около трёх часов, что делает бессмысленным попытку переехать с одной стороны горы на другую в случае непогоды.

Хопок Юг: я же говорю, трасс мало
И, конечно же, обе стороны Хопока предоставляют возможности для внетрассового катания. Очень забавно ехать в гондоле с девочкой килограмм 40 живого весу с лыжами под метр шестьдесят и шириной сантиметров 20–30. А потом ещё и наблюдать, как эта девочка прыгает куда-то в вертикальную расщелину на этих лыжах.

Лично мне очень понравились инструктора. Во-первых, очень профессиональный подход. В Польше мы занимались с разными инструкторами: были хорошие, были неплохие. Но здесь просто чувствуется, что требования к сотрудникам выше. Во-вторых, у школы есть своя площадка для отработки разных полезных навыков. Только вот это всё я говорю об официальной школе курорта, а заодно предостерегаю от школы с жёлтым смайликом (не помню, как они назывались). Да, они дают за те же деньги 2 часа вместо часа у официалов и вывозят из лягушатника. Но у них нет приоритета в проходе на подъёмник, так что вы рискуете оплатить урок по стоянию в очереди. И инструкторы у них, мягко говоря, странные: один сам чуть не столкнулся со мной, второй чуть не запихал мне под доску своего ученика.

Мы рассчитывали один из дней отдохнуть от каталки в местном аквапарке Tatralandia. Тем более, что система оплаты скипасов GoPass позволяет один из дней на горке заменить на день в аквапарке. Ну, что сказать? Возможно, летом аквапарк и впечатляет (по моим ощущениям, летний аквапарк как минимум в 3 раза больше зимнего), но вот зимой целый день там делать откровенно нечего. Плюс, учитывая непогоду, людей туда набилось неслабо. Т. е. в итоге было сносно, даже настолько, что захотелось туда приехать летом и посмотреть аквапарк во всей красе. Но вот зимой делать из этого мероприятие на целый день не советую.

С фотографией ниже произошла смешная история. Мы ехали с горки домой, и я не смог не остановиться, чтобы сделать фото. Мы нырнули в автобусный карман, подъехали поближе к его концу, и только я вышел, чтобы сделать фото, перед нами, уже на траве, запарковалась ещё одна машина. В итоге, чтобы сделать этот кадр, я чертыхаясь обходил загородивший вид автомобиль. Уже на обратном пути меня окликнул хозяин и спросил: "Я что, помешал? Так я могу сейчас отогонать..."

По дороге с горки домой

Полезные советы:
  1. Не покупать скипас на все дни. При паре дней непогоды, а они здесь бывают достаточно часто, ежедневный скипас окажется выгоднее недельного.
  2. Не выбирать для дня в термах ближайшие термы к склону. В случае непогоды они окажутся переполненными. Есть термы в Bešeňová (Бешеньова), мне кажется, имеет смысл поисследовать их. Только будьте аккуратны: трасса Е50 между Бешеньова и Липтовским-Микулашем платная, для проезда по ней необходимо заранее приобрести виньетку (или ехать просёлочными дорогами по другой стороне озера).
  3. UPD: забыл один важный момент: в Словакии зимой обязательно иметь комплект цепей (если не ошибаюсь, только на приводные колёса), без него оштрафуют. И количество светоотражающих жилеток должно быть равно количеству пассажиров (помоему только на передних сидениях, но лучше тоже проверить), при этом жилетки должны лежать в салоне, не в багажнике.

Комментариев нет:

Отправить комментарий