воскресенье, 22 октября 2017 г.

Немецкий долгострой и немножко Германии

Приключение наше началось ещё во Вроцлаве. По городу роилась толпа автостоперов, причем каких-то неожиданно опрятных и весёлых. Парочку мы проехали мимо, я даже успел пожалеть, что мы их не взяли, но когда мы встали проверить давление в шинах, они нас таки настигли. Я не очень люблю связываться с автостопом с любой стороны (и как едущий, и как везущий): не очень я доверяю компании случайных людей с душком авантюризма. Но в этом случае мы решили, что народ сильно позитивен и почему бы в принципе не помочь людям. Мы подобрали двух ребят — Лукаша и Камиля — до Дрездена. Ребята рассказали, откуда столько автостоперов. Оказывается, в Польше каждый год проводятся соревнования автостоперов. Задача: доехать из Вроцлава куда-нибудь через пол-Европы. В этом году это были уже девятые соревнования и ехали все в Хорватию. Что интересно: при том, что наикратчайшая дорога идёт через Польшу, Чехию и Австрию, много кто поехал через Германию, потому что там больше автобанов. Не мне, конечно, спорить, но, по-моему, в Польше и Австрии автострады не хуже немецких и не понятно зачем делать крюк через Германию. Всего в соревнованиях в этом году участвовало 500 пар. Не помню, что было призом, но на финише всех ждал летний лагерь с дискотеками, конкурсами и прочей развлекухой. Тут уж действительно главное не победа, а участие.

По пути обнаружили интересный МакДональдс. То, что заказ в MD's можно сделать через интерактивную стойку, потыкав пальчиками в сенсорный экран, давно уже не новшество. Здесь же пошли дальше: вам предлагают взять номерок, который одновременно является и bluetooth-beacon'ом, — и заказ вам в итоге принесут прямо к столику. Прогресс!

Вот по такому номерку вас отыщет официант. Да, теперь в МакДональдсах есть официанты. Фото Nataliia Privezentseva
После Дрездена было ещё много-много Германии. В общей сложности в тот день мы проехали чуть больше 800 километров. Интересный момент: только ворвавшись в Германию и увидев отсутствие ограничения скорости, возникает желание вдавить педаль акселератора в пол и так и ехать, но со временем это желание пропадает, и ты начинаешь держать какую-то определённую, комфортную для тебя скорость, иногда превышая ее, чтобы кого-то обогнать. На самом деле, на немецких автобанах развеивается миф о том, что для немцев правила превыше всего. Во-первых, к концу путешествия мы тоже уже знали, где можно положить на ограничение скорости (они таки встречаются эпизодически) и положить стрелочку (без необходимости объясняться с полицией). Во-вторых, в Гессене у местных вполне нормой считается встать во вторую полосу автобана и упорно тошнить 100 км/ч, обгоняя грузовички. Настолько хамского поведения я не встречал ни в одной другой стране Европы. Да даже по Украине такого упорного хамства не помню. В итоге эти водятлы собирают многокилометровые пробки на скоростных автобанах.

Надо сказать, очень понравилось ездить по Тюрингии. Очень красивая холмистая местность. С огромными, высоченными мостами над зелёными долинами. Мне всю дорогу думалось: вот я сейчас еду на автомобиле со средней скоростью 140 км/ч и проскакиваю все эти долины по мостам (не спускаясь и не поднимаясь по серпантинам вдоль холмов). И всё равно это занимает ужасно много времени. Сколько же такое путешествие заняло бы в средние века на телеге?

Недалеко от Кёльна проезжали какой-то фестиваль воздушных шаров — их в воздухе висело штук 30
Следующий день мы провели в Кёльне. Мифы и правда про Кёльн.

Миф первый: "Знаменитый Кёльнский собор находится возле главного вокзала". Правда! Собор находится ровно за оградой вокзала. При особом желании оббежать его вокруг можно, имея пересадку в Кёльне и полчаса между поездами.

Вот, кстати, у людей мимо собора XIII века катается даже не трамвай, а поезда (и много), иногда даже товарные. И что-то как-то не разрушается ничего. Наверное, климат благоприятный
Миф вротрой: "Кёльн, за исключением собора, был разрушен бомбёжками во время второй мировой". К сожалению, тоже правда. Помимо собора, в историческом центре мало что осталось.

Миф третий: "Поскольку Кёльн разбомбили, смотреть там, кроме собора, нечего". А вот это враньё! На самом деле, не будем так категоричны, но всё же в Кёльне вполне есть, что посмотреть, помимо собора (хотя собор — это, конечно, главное). Начнём с того, что немцы превосходно реконструировали свои города после войны (примером тому Дрезден), поэтому, помимо собора, в Кёльне стоит увидеть мост Гогенцоллернов и церковь Святого Мартина. Также прямо под собором (или вокзалом) находится Музей современного искусства, чья коллекция включает Шагала, Пикассо, Малевича, Поллока... в общем, многообещающий музей. К сожалению, на него у нас не хватило времени, поэтому сказать, насколько этот музей выполняет свои обещания, я не могу. Наверняка Кёльну есть ещё чем порадовать, просто всё вышеописанное торчит пучком, в одном месте и эти достопримечательности можно легко оббежать, соскочив с поезда на час.

Начнём в обратную сторону, с церкви Святого Мартина. Большой Святой Мартин не пережил бомбёжек Второй мировой войны, от него осталась только задняя стена. Так что величественное здание в готическом стиле — это реконструкция. Но и на реконструкцию стоит сходить посмотреть. Если не попадёте внутрь, не отчаивайтесь: внутреннее убранство практически не восстановлено, а из-за современной реставрации нет того ощущения удивительной лёгкости конструкции, присущей средневековым готическим соборам. А вот подойти и обойти здание вокруг вполне стоит.  Во-первых, оценить масштаб, во-вторых, внешнюю часть готической архитектуры восстанавливают намного лучше внутренней и собор смотрится очень величественно.

Святой Мартин с неожиданного ракурса. Фото Nataliia Privezentseva
Ещё одно строение, которое впечатлило в Кёльне, — это мост Гогенцоллеров. Мост насчитывает 6 железнодорожных полотен. Думаю, что мост рассчитан на то, что все 6 могут быть одновременно загружены. Я лично на нём видел 5 одновременно едущих поездов — мост при этом оставался почти статичен. Изначально мост насчитывал 4 полотна. Как и Святой Мартин, он был разрушен в ходе Второй мировой войны, восстанавливался по этапам: сначала 2 полотна, потом 4 и к 1989 году было добавлено ещё 2 полотна, так что мост в общем стал насчитывать 6 полотен.

Замки поверх замков, граффити поверх граффити, но, учитывая поезда, для моста это уже сущая мелочь
Вид на новые районы Кёльна с моста Гогенцоллеров
Ну и наконец Кёльнский собор. Здание достаточно легендарное. Во-первых, по одной из версий, Кёльн обязан своим бурным развитием именно собору. В XII веке архиепископ Кёльна (а по совместительству военачальник Фридрих I Барбаросса) вывез из Милана в Кёльн мощи трёх волхвов. Собственно, для создания достойного места поклонения этим мощам и стали строить Кёльнский собор. Во-вторых, во время Второй мировой войны единственным уцелевшим зданием в центре Кёльна был собор. Существует легенда, что лётчики союзной авиации использовали его как точку для ориентировки. С другой стороны, если я правильно понял экскурсовода (понять её было очень сложно из-за сильного немецкого акцента), собор всё же выдержал несколько прямых попаданий бомб, но устоял.

Ну, если таких размеров декоративная финтифлюшка где-то наверху, коих тысячи, то понятно, почему до сих пор не достроили
Строительство собора оказалось делом длинным и, главное, затратным. В итоге стройка растянулась аж на 6 веков с XIII по XIX век. Строили по проверенной в Европе технологии: возведение хоров, алтаря, потом временная стенка, со входом через боковые ворота и за стенкой возведение основных галерей собора. Несмотря на то, что мощи трёх королей привлекали в город множество паломников, чем оживили его и подтолкнули к развитию, на собор денег не всегда хватало. Кёльн за период строительства несколько раз переходил из рук в руки, в результате чего строительство замирало, иногда даже без должной консервации. Сейчас в соборе, особенно изнутри, легко заметить линию, на которой прервалось строительство, так как более ранние стены, точнее части стен, значительно темнее тех, что достраивали уже в XIX веке. Существует ещё одна легенда, что, когда собор будет достроен, настанет конец света. Думаю, началась она как горькая шутка: люди просто разуверились в том, что когда-либо смогут довести стройку до конца. На сегодняшний же день кёльнцы шутят более радостно, что раз уж на них возложена обязанность таким причудливым образом отдалять конец света, то они делают всё для этого возможное. Поэтому собор находится в состоянии постоянной реставрации и считаться достроенным не может — стройка всё ещё идёт.


В соборе, если мне не изменяет память, три органа. Действует сейчас в основном самый новый, подвешенный под потолок. Благо, управляется он электроникой удалённо. От чего, правда, не сильно легче: по словам экскурсовода, задержка звука, проходящего из конца в конец собора, исчисляется в секундах. Хотя в последнем я сомневаюсь, так как общая длина собора всего метров 150, да и то снаружи. Считайте. С другой стороны, скорость звука мы знаем на открытой местности, что там происходит, когда он начинает отражаться от стен... Но я всё равно сомневаюсь. Верхний орган имеет так же "пасхальное яйцо" в виде небольшой дверки с механической фигуркой. По большим праздникам органист всё же поднимается наверх, открывает эту дверку и играет с пульта, расположенного непосредственно в органе.

Собор очень красив снаружи и, как уважающий себя готический собор, лёгок и воздушен изнутри. (Что интересно, большая часть витражей аутентичная: их успели вывезти до начала бомбардировок, — и только один витраж выполнен современным художником). Я не могу сказать, что этот собор очень уж сильно выбивается из ряда соборов, которые можно увидеть в Европе. Есть в нём что-то и от собора Святого Вита в Праге, и от миланского собора, и от церкви Обета в Вене. С другой стороны, все вышеперечисленные здания строились значительно позже Кёльнского собора. Точнее, позже начала строительства, но Кёльнский собор уникален ещё и тем, что даже в XIX веке его старались достраивать по оригинальным чертежам. Так что он всё же является в некотором смысле законодателем мод.

Вид от алтаря вглубь собора...
... и на сам алтарь с мощами волхвов
Ну, и раз уж речь зашла про Германию, не могу не поделиться очередной вундервафлей от немцев. По пути назад мы останавливались в какой-то маленькой деревушке, я даже название не вспомню. У нас была комната под крышей, в крыше окно, которое превращается... в общем, смотрите сами.



Полезные советы:
  1. Для въезда на автомобиле в центр Кёльна не забудьте приобрести эмиссионный стикер с четвёркой, иначе схватите неплохой штраф. В принципе, можно заказать почтой из Германии или у официального дилера, если у вас немецкая машина.
  2. Не рекомендую останавливаться на P+R парковках и ехать до центра общественным транспортом: Кёльн не выглядит забитым пробками, в центре полно парковок, стоимость которых на день чуть ниже стоимости дневного проездного на двоих.


Комментариев нет:

Отправить комментарий