воскресенье, 29 октября 2017 г.

Столица Европы

Итак, из Кёльна мы двинули в столицу Европы — Брюссель. Первое, что бросается в глаза в Бельгии, — это освещённые дороги. Ну, как нормальные люди освещают дороги? Обычно на развязках натыканы фонари, чтобы улучшить видимость, а дальше... есть же у тебя на борту генератор зачем-то? В Бельгии же фонари растыканы вдоль всей трассы. Не совсем понятно, зачем такое расточительство, но оно присутствует. В целом же, природа, трасса чем-то напомнили детство и поездки на автобусе по степному Крыму, что-то есть общее у растительности вдоль дороги.

Говоря о дороге, ещё интересная особенность Бельгии, точнее Брюсселя: большинство бензоколонок автоматические — приехал, скормил карточку, залил бензин, подтвердил платёж, уехал. В очень редких случаях при заправке таки есть магазинчик, где можно дать денег человеку, чтобы вам налили бензин. Проблема с брюссельскими автоматами была в том, что они в большинстве своём пытаются залочить на карточке какую-то астрономическую сумму. У нас было на карточке литров на 80 бензина, но при этом заправиться удалось только на третьей по счёту бензоколонке.

Жили мы у друзей в районе станции метро Дельта. Метро, кстати, на удивление рельсовое. Я думал, у всех французов на резиновом ходу. Эта часть Брюсселя мне почему-то отчаянно напоминает Монреаль. Вот спальные районы Монреаля, там, где ещё многоэтажные (в 2–3 этажа) дома, и райончик на Дельте — просто один в один. Фотографий для сравнения, к сожалению, не нашлось, так что верьте на слово.

Столетняя липа — наш ориентир, и немного можно рассмотреть райончик. Фото Nataliia Privezentseva
Одной из самых знаменитых достопримечательностей Брюсселя является писающий мальчик (наверное, потому, что бельгийское пиво — самое вкусное на континенте). На самом деле, не знал, куда приткнуть упоминание об этом, поэтому оставил в начале, чтобы не заканчивать сей странной темой. Тема пи́санья в Брюсселе раскрыта достаточно широко. Кроме писающего мальчика, которому шьют костюмы практически на каждый день года (шьют и дарят, конечно, на праздники, но вот только дарит кто ни попадя, поэтому праздниками, в том числе иностранными, накрыт весь календарь) и об реплики которого вы спотыкаетесь на каждом углу, есть ещё писающая девочка и писающие дяденьки. Последняя инсталляция выполнена из живых людей и вполне легально — система уличных туалетов для мужчин представляет из себя какие-то полуогороженные стеночки, из-за которых всю сантехнику в этом случае не видно, но вся инсталляция вполне даёт понять, чем занят гражданин в данный момент. Один такой писсуар есть даже на стене церкви... без комментариев.

Мальчика постить не интересно, дяденьку не очень легально, так что нате вам девочку — наслаждайтесь. Её, кстати, ещё и за решётку зачем-то посадили. Фото Nataliia Privezentseva
В целом Брюссель не производит впечатления не только столицы ЕС, но и в принципе столицы. Относительно спокойный и размеренный, не очень большой. Центр города вообще вызывает смешанные чувства. Мои друзья считают Вену слишком помпезной, с моей же точки зрения, слишком помпезно выглядит именно Брюссель — очень много ненужной позолоты.

Нужно бооольше золота! Здесь, кстати, ещё сложно оценить, т. к. это более-менее умеренная сторона. Самые золотоносные стены на фото не получились. Фото Nataliia Privezentseva
Фото, кстати, достаточно плохо передаёт эффект, но, когда у вас на маленькой площади вокруг всё утыкано позолотой, начинает немного укачивать. С другой стороны, очень интересно предназначение этих орнаментов. Дело в том, что в своё время дома принадлежали различным гильдиям, и украшения являются геральдическими символами гильдий. Получается очень интересная игра: отгадывать, какой гильдии принадлежал дом.

Неоготический серый дом на заднем плане, который напоминает не то дом с приведениями, не то аттракцион "дом ужасов", на самом деле — Дом короля. С моей точки зрения, самое красивое здание на площади. Кстати, я несколько запутался в резиденциях бельгийских монархов. Я насчитал три места, называющихся дом/дворец короля. Дом короля на Гранд-Палас самый маленький, хоть и самый красивый. Я так понимаю, что к бельгийской монархии он при этом имеет наименьшее отношение и назывался так по причине того, что французские наместники именовали себя королями. На сегодняшний же день дом, вопреки обманчивому названию, не несёт никакой административной функции, там находится городской музей.

Напротив Дома короля на площади есть ещё одно неоготическое здание — городская ратуша. Тоже очень выгодно отличается от остальных зданий на площади
Помимо Дома короля, есть ещё королевский дворец в центре. Этот используется на сегодняшний день как представительский центр бельгийской политики. К сожалению, нормальной фотографии этого здания у меня нет, но я и не сказал бы, что человека без специального образования оно чем-то заинтересует.

Ну, а королевская семья живёт в Лакенском дворце.

Наташка и толпа других людей в гостях у бельгийского короля
Нет, на чай нас бельгийский монарх не пригласил. Но нам действительно несказанно повезло, и за это отдельное спасибо ребятам нас приютившим, потому что они где-то нашли для нас следующую информацию: Лакенский дворец раз в году на неделю открывает свои теплицы для посещения, при этом за какую-то очень символическую плату.

Мы недавно нашли на сайте польского МИДа, что в Брюссель всё ещё не рекомендуется ехать по причине повышенной террористической угрозы, и это при том, что аналогичные рекомендации, касающиеся Турции и Египта, были давно отозваны. В свете этого проникаешься особым уважением к бельгийцам: у нас бы в такой ситуации не то, чтобы отменили подобное мероприятие, а ещё и противотанковый ров вокруг дворца вырыли бы.

Но это было лирическое отступление, вернёмся к теплицам, саду и дворцу. Теплицы были заложены ещё в XIX веке королём Леопольдом II лично, который в качестве хобби открыл для себя садоводство и привозил из своих дипломатических поездок различные диковинные растения. Тогда же был заложен первый павильон — Конго. На то время его постройка была инженерным чудом, сегодня инженерным чудом является его реконструкция. Высокая влажность привела к быстрой деградации металлических конструкций, и сейчас там проходит какая-то сложная спасательная операция с возведением временного купола и восстановлением основного.

Интересной особенностью этих открытых недель в королевских оранжереях является то, что в должностных обязанностях (или, если хотите, в контракте) садовников прописано, что к моменту открытия оранжерей для публики должно цвести всё, что может цвести в данный момент из соображений биологических ритмов.

Помимо внушительного комплекса оранжерей, дворец окружает ещё и парк. Тоже очень красивый, но туда уже не пускают
Оранжереи, конечно, впечатляют. Приходить туда надо рано утром. Мы приехали в начале десятого, и то толпились в очередях сквозь узкие теплицы, т. к. все очень много фотографируют. Я бы не сказал, что результат фото чем-то полезен, поэтому рекомендую просто смотреть и наслаждаться. Во второй половине дня уже стояла огромная очередь на вход.

На заднем плане фото из парка видна японская сторожевая башня. Это тоже часть дворцового комплекса. Помимо неё за садом ещё расположен китайский домик. В последнем — музей востоковедения, но в наше посещение он был закрыт на реконструкцию. С самой башней не всё понятно и сведения по ней сбивчивые: вроде, сейчас туда никого не пускают, но на воротах висит какая-то заветрившаяся табличка с графиком работы.

Китайский домик.  Фото Nataliia Privezentseva
Недалеко от Лакенского дворца (где-то полчаса ходу) находится ещё один символ современного Брюсселя — Атомиум. И он, блин, офигенен! Интересно, что в прошлом на мировую выставку создавались шедевры архитектуры, принесшие славу или узнаваемость городам, такие, как Эйфелева башня в Париже или вот, скажем, Атомиум в Брюсселе. Сейчас же эти выставки проходят как-то незаметно и без излишней помпы. Вот вы знаете, где и когда была последняя? Я, например, пока не залез в Википедию, вообще считал, что эта традиция прервалась где-то в середине ХХ века.

Атомиум с необычного ракурса — с трамвайных путей. Мы, кстати, приняли этот трамвай за метро и уехали крепко не туда
В самом Атомиуме сейчас какая-то выставка современной науки (т. е. далеко от изначального предназначения он не ушёл), павильоны, оставшиеся вокруг, так же используются как торгово-выставочный комплекс, в одном из них — парк миниатюр европейских достопримечательностей. В целом мне очень жаль, что я не почитал немного о самом Атомиуме заранее и не выделил на него больше времени. Мне было бы интересно побродить внутри этой структуры, хоть цена и кусается.

Ещё одной хорошей наводкой от друзей был день открытых дверей в музеях. Если честно, я не очень помню экспозицию в художественном музее. Справедливости ради надо сказать, что она хорошая, хоть и не самая богатая, но у меня по прошествии полугода наложились впечатления от амстердамского и брюссельского музея, и я теперь не могу вспомнить, где что было. Что же сильно и выгодно отличалось, так это музей Магритта. Рене Магритт — достаточно самобытный и легко узнаваемый художник. Писал он в направлении сюрреализма. Мы смеялись, что Магритт является изобретателем игры Dixit. Дело в том, что он был категорически против того, чтобы его анализировали модные в те времена психоаналитики, особенно через призму его работ. Поэтому свои работы он не называл, а предоставлял эту возможность друзьям. Отсюда музей, полный красивыми, но при этом выворачивающими мозг, картинами с совершенно неожиданными названиями, заставляющими гадать, какая же всё-таки связь между изображением и названием.

Возвращаясь к тому, с чего начал. В один из дней мы таки добежали до зданий Еврокомиссии и Европарламента. Еврокомиссия вся в стройке, сложно сказать, какие решения можно напринимать о судьбах Европы, когда в одно ухо тарахтит перфоратор, а в другое гудит бетономешалка.

Я под зданием Еврокомиссии, с той стороны, где мне не грозило попасть под бетономешалку
Здание Европарламента я постил в инстаграмм, но, на самом деле, снимать его на тапок бесполезно. Нет, нас никто палками не отгонял — снимай не хочу. Вот только здание метров 30–40 высотой, а улица перед ним метров 10 в ширину. Возле здания Еврокомиссии делать откровенно нечего: там действительно только офисы, а вот возле здания Европарламента есть музей истории ЕС. Можно было бы посмотреть. Но снова таки ошибка планирования, а, если честно, то недостаток времени не позволили этого сделать.

Полезные советы:

Если вы на машине, имейте банковскую карту, на которой можно залочить достаточно значительную сумму, иначе будете толкать автомобиль до Германии.

Каких-то других лайфхаков по Брюсселю нет, за исключением того, что если вам всё равно, когда ехать, посмотрите, когда открыты королевские оранжереи, и сходите в них. 

Мой список для посещения:
  1. Из того, где был:
    • королевская оранжерея в Лакенском дворце
    • музей Магритта
  2. Из того, где не был:
    • Атомиум
    • музей ЕС

Комментариев нет:

Отправить комментарий