понедельник, 26 марта 2018 г.

Дворец индийского султана

В заголовке нет ошибки, действительно индийского и действительно султана. Майсур имеет достаточно сложную историю во времена Британских колониальных войн. Сначала в середине XVIII века малолетний махараджа попадает под влияние Хайдера Али, героя войны и главного министра. Потом, при странных обстоятельствах гибнет несколько наследников трона и Хайдеру Али приходится принять власть. Так как последний был мусульманином, то княжество плавно превращается в султанат. Его сын и наследник будет называть себя Типу Султан, вместе с французами проведёт четыре антибританские компании (вернее, вместе с французами проведёт две, две последние прийдётся проводить в одиночку), в последней он погибнет.

На сегодняшний день в Майсуре 60% процентов исламистов и только 20% или 30% индуистов, есть даже немного христиан. По заявлениям нашего водителя Майсур (теперь уже как город, а не государство) второй самый зелёный и самый чистый город в мире. Ну или мы его не так поняли. С "второй самый чистый" шофёр явно погорячился, думаю, что с самым зелёным тоже.

Хотя надо признать город действительно зелёный.
Чтобы добраться из Бангалора до Майсура выехать пришлось в 5 утра. Первой остановкой на пути был Шрирангапатнам — город-остров на котором располагались и летняя резиденция Типу Султана, и крепость, при обороне которой он был убит.

В середине крепости стоит древний индуистский храм. Ну как древний? VIII век, если верить монахам внутри. Википедия говорит, что X.


Вот не знаю, был и в более древних соохужениях (например, та же Айя София построена в VI веке), однако именно здесь чувствуется возраст сооружения: какая-то усталость во всём строении, даже в каменных колоннах. Возможно потому, что Софию восстанавливают, как памятник и достопримечательность, а этим храмом просто пользуются по прямому назначению.

Кстати, на предыдущей фотографии только ворота, сам же храм выглядит вот так.
Вход здесь бесплатный. При входе в храм опять оставили без обуви. Кстати, что интересно, и дальше, при входе во дворец махараджи, например, опять же заставляли снимать обувь. Мне при этом вспомнился случай в Лувре, когда жена устала от каблуков и разулась. К нам тут же подошёл охранник и сделал замечание, что босиком нельзя, потому что чуловеческий пот портит паркет. А вот в Индии нельзя в обуви, потому что... твёрдая подошва портит паркет. Ну и ещё всё же дань уважения, не без этого.

Ещё перед входом поиграли в старую добрую игру "купи слона". Помните, в детстве была такая идиотская забава доставать собеседника фразой "купи слона", при этом предваряя её повтором слов отказа? Вот то же самое, только на плохом английском и в нос тебе тыкают вполне материальным слоном (деревянным, правда, а не живым). Товарищч утверждал, что слон сандаловый, натирал его об парапет и активно тыкал в нос понюхать. Просил за него всего $5. Потом, разглядывая в магазине сандаловых слонов по $75, шеф (который у нас был за гида) пояснил, что слон был из обычного дерева, просто обрызганый для аромата сандаловой эссенцией.

Следубщая остановка — тот же остров, летний дворец Типу Султана. Вход стоит аж 40 рупий ($0.6). Здесь очень красивый ухоженный парк.


А вот дворец султана снаружи выглядит никак. Дело в том, что главная ценность дворца — фрески на открытой веранде. Чтобы солнце их не уничтожало веранда завешана камышовыми жалюзями. Интересно, что все украшения дворца — фрески. Для турецкого (или в данном случае сарацинского) стиля характерно большое количество орнаментов на стенах. В центре Османской империи, Стамбуле, одной из причин этому, как мне кажется, послужило развитие керамики — все стены отделаны плиткой. В слуае плитки намного прощё покрывать большие поверхности мозаичным орнаментом. Здесь же плитки нет, так что мозаика просто нарисована на стене.Дворец очень небольшой — метров 30 по периметру, два этажа, пускают только на первый. Самое интересное, как я уже сказал — фрески на веранде. Есть ещё выставка из некоторых рисунков английских солдат, ангийских медалей и майсурских денег. Не то, чтобы дух захватывало. Ну и на закуску, чего стоит зелень в индийских парках:



На полдороги между Шрирангапатнамом и Майсуром виадук, несущий воду в Бангалор. Дофига далеко, между прочим, километров 150. 
Дальше мы перехали в Майсур, полазили по сувенирным лавкам и наш водитель завёз нас в "музей песочных скульптур". Вход снова 40 рупий. Специально в "музей" ехать однозначно не стоит, но если уж рядом не пожалейте копеечку, зайдите. Нечто подобное делали лет 5 назад на Главной площади в Харькове. Только тут всё творчество благоразумно спрятано под каким-никаким навесом, так что дождик его не разбивает. Приятно удивляет уровень детализации некоторых элементов.


Ну и жемчужина нашего путешествия — майсурский дворец. Красивое здание с большим парком. Есть две части, вход в каждую оплачивается отдельно. Есть представительская, часть. Она прекрасно отреставрирована и как правило она фигурирует на всех фотографиях. В вики написано, что вход для иностранцев стоит 200 рупий, для местных всего 40. По всей видимости мы сошли за недостаточно загорелых местных и заплатили всего по 50 рупий с носа. Скорее всего, как во многих других случаях, билет для иностранцев включал аудиогид. Но стойку с аудиогидами мы так и не нашли, хотя номерки внутри были развешаны.

Охрана дворца (леопарды) нас в чём-то подозревает...

и не спускает с нас глаз даже во внутреннем дворике.

Ну логично, чё? Если так выглядят шотландщы, то понятно почему мы прокатили за индийцев.
Заметили птичку на балконе? О ней чуть позже.
После представительского корпуса я полез смотреть личные палаты, а остальные ушли искать слона, на котором покататься. Вход в личные палаты оплачивается отдельно. Вот здесь тётенька в кассе уже решила, что я не слишком загорелый, чтобы топтаться по дворцу за 40 рупий, поэтому вход мне стоил 280 рупий, но зато появился стимул таки найти аудиогид (уплочено же).

Зайти в личные покои стоит и по многим причинам. Во-первых, они не восстановлены, в отличии от публичных. Это снимает налёт сказки и появляется понимание, что дворец — не показушная игрушка, а здесь тоже жили, ходили, дышали, ели... Возникает какой-то эффект присутствия. Очень необычное ощущение. Во-вторых, неплохая экспозиция вещей махараджи. В-третьих, аудиогид даёт некоторые интересные разьяснения. Например, что дворец по факту новострой. Старый дворец сгорел и стоительство нового было начато в XIX веке, а уж закончено и подавно в XX. Объяснили, что за причка двуглавая. Это оказался нифига не орёл, а целая  Гандаберунда — мифическая волшебная птица невероятной силы. По совместительству герб семьи махараджи.

Ещё интересным открытием для меня был паланкин. Я то считал, что это платформа с навесом метра полтора в высоту и всякими занавесочками. Оказывается снаружи это полностью глухой деревянный сундук полметра в высоту и сантиметров 70 в длину. У меня бы от путешествия в таком сидячем гробу явно бы случился приступ клаустрафобии. Альтернатива — tomjan (не гарантирую правильного написания, т.к. не могу найти референсов) — тот же паланкин, но вместо сундука кресло. Но эта опция доступна только для мужчин.

В частных покоях нельзя фотографировать, и я этого не делал — стараюсь уважать правила дома, в который зашёл. Но судя по стенам исписанным всякими "Киса и Ося..." здесь не то, чтобы за фотографией не следят, а в принципе нет никакого контроля.

Слона коллеги так и не нашли, его заменили на верблюда. А что? Чудо конь — кормить, поить не надо. В итоге слонов мы нашли совсем с другой стороны дворца (со стороны главных ворот). Но они не для посетителей, а для каких-то своих утилитарных целей. Нас сначала даже пускать не хотели, но мы убедили стража, что мы только одним глазом и вообще ребёнок дикий, всю жизнь хотел сфотографировать живого слона. В итоге на посмотреть как моют слонов нас пустили.

Обратная дорога — сущий ад. Для начала, где-то послреди пути нам активно махали и бибикали, причём не так как обычно. Оказалось, что из заднего колеса торчит гвоздь. К счастью обошлось без прокола и нам не пришлось ночевать непонятно где. 150 километров до Бангалора мы проехали всего за 3 часа, зато 20 километров по Бангалору у нас заняли ещё 2 часа.

Полезные советы:

  1. Носите с собой запасные носки, блин!
  2. MRP — Manufacturer Recommended Price. Претензия на то, что цена завышена в 2 раза, а не в 5-10. В принципе же, по закону, если на товаре выбит MRP, то магазин, если у него есть лицензия, не имеет права продавать по цене выше MRP, только ниже.
  3. Не покупайте ничего с рук. Есть так называемые "государственные магазины", эти хоть каким-то местом отвечают за аутентичность того, что продают. 
  4. Ну и обязательно торговаться, хотя и рассказывают поначалу, что так как государственные, торговаться не могут, MRP и всё такое... Напоминаем, что MRP — максимальная цена, а не минимальная, разворачиваемся и начинаем уходить, дальше смотрим балет, иногда участвуем.
  5. Если не уверены в еде, можете заказать Идли — просто рисовая лепёшка. Во-первых, по уверениям местных, наиболее безопасное для употребления блюдо. Во-вторых, всё-таки местный колорит ибо блюдо родом из Карнатаки.

1 комментарий:

  1. Интересно :)
    Кстати, в Харькове песчаные скульптуры были в год нашего выпуска из универа, то есть уже 10 лет назад...

    ОтветитьУдалить