среда, 6 февраля 2013 г.

Монреаль на колёсах.

В субботу выбрался погулять по Монреалю. Получилось достаточно бестолково потому что не успел подготовиться. В субботу должен был быть рабочий день, но пол десятого вечера пятницы позвонил коллега и сказал что всё веселье переносится на воскресенье.

Две вещи которые помогли более-менее получить удовольствие от прогулки. Первое, ещё только прилетев я обратил внимание в аэропорту на бесплатные туристические карты. Правда в эйфории прилёта сгрёб французскую, поэтому в субботу пришлось побегать, чтобы найти там же английскую. В итоге нашёл ещё и более удачный вариант. Хотя всё равно неудобно то, что и "карта" и альманах представляют собой не цельную карту, а отдельно выхваченные куски - ориентироваться по этим обрывкам не легче чем по пачке Беломора.

Второе облегчение, это единый проездной OPUS для системы общественного транспорта Монреаля. Дело в том, что в систему входят не только автобусные маршруты, но и метро, и, вроде, даже какой-то паром (который при почти постоянном морозе около -20°С вполне бесполезен). При цене разового проезда 3 CAD, проездной на 24 часа стоит 9 CAD, на 3 дня - 18 CAD. Есть отдельный проездной на выходные - 12 CAD. Есть также проездные на более длительные периоды. Таким образом я не мёрз на улице, а прыгал в первый попавшийся транспорт, и потом уже разбирался куда он идёт. Важная деталь, которая не понятна из документации  на сайте. Карточки OPUS есть пополняемые, цена на них указана на сайте и стоят они 6 CAD за носитель. Дневные (а также трёхдневные и выходные) карточки могут быть приобретены как пополнение на многоразовый носитель или как отдельная разовая карточка в том же автомате пополнения. Важно здесь то, что в случае приобретения разовой карточки вы за носитель не платите. Т.е. я ожидал что мне придётся выложить 15 CAD за день (6 за носитель и 9 за проезд), а вместо этого потратил только 9 на проезд.

Надо сказать, что система общественного транспорта Монреаля имеет две приятные особенности. Во первых, транспорт ходит по расписанию, с точностью до минуты и на каждой остановке это расписание есть. Если автобус идёт впереди графика, то водитель просто ждёт на остановке своего времени. Также на крупных станциях пересадок метро есть буклеты с расписанием автобусов - отдельный буклет на каждый маршрут. Автобусы бывают трёх видов: обычный, экспресс и ночной. Обычный курсирует по городу днём по принципу наших маршруток: есть желающие войти/выйти, останавливается, нет - едет мимо. Правда, в отличии от наших диких газелей, водитель не втыкает на остановках, не курит в салоне, не слушает шансон, не хамит пожилым людям и не прыгает чрез три ряда за поднятой рукой (да и вообще не покидает первый ряд, нафиг оно ему?). Экспресс останавливается только на своих остановках. Т.е. если вы стоите на остановке, мимо идёт экспресс, а на табличке его нет, то и вас для него нет - он вас проигнорирует. Ночные автобусы ездят. как неожиданно оказалось, ночью. Что действительно неожиданно, у каждого маршрута ночь наступает в разное время - от 6 до 10 вечера (кончается, наверное, тоже - я не обратил внимания). У ночных автобусов более загогулистый маршрут, чтобы меньшим количеством машин покрыть то же количество улиц. Экспрессы, во всяком случае некоторые, продолжают ходить и ночью.

Второй особенностью, порадовавшей меня, это очень высокая плотность покрытия. Её можно посмотреть на карте (по ссылке толстая и тупая pdf'ка). И всё это великолепие всего за $9.99 9 CAD на день. На каждой станции метро висит эта карта (судя по тугости с которой обрабатывается pdf'ка, не такая же, а именно эта). Кстати, STM (система общественного транспорта) хорошо посотрудничала с Google Maps. В итоге при определённом увеличении можно увидеть на карте автобусную остановку. При клике на остановку всплывает баббл с маршрутами автобусов, проходящих через эту остановку, и со временем отправления двух ближайших автобусов по каждому маршруту. Ну и, естественно, есть приложения под смартфоны с расписаниями и маршрутами автобусов.

Раз уж речь зашла о транспорте затрону немножечко метро. Оно на шинном ходу. Ну вот так! Обычное метро: подземелье, вагончики поездом, спаренная колёсная база,  контактный рельс... а вот остальные рельсы кто-то спёр. Поезд едет по жёлобу, колёсная база представляет собой тележку с двумя колёсными парами и направляющими, катящимися по стенкам жёлоба. Я находил несколько объяснений этому феномену: погодные условия, меньшая вибрация. Меня эти объяснения не очень удовлетворяют. Другой очевидный выигрыш метро на колёсном ходу хорошо виден на станциях пересадок, где поезд резко выныривает из-под земли - это угол въезда. Дело в том, что у рельсового транспорта ужасно маленький угол въезда, всего 3°, если не ошибаюсь, дальше начинает соскальзывать. А вот у шинного транспорта с этим легче. При такой постановке вопроса легче обходить под землёй неудобные места: плывуны или наоборот слишком твёрдую породу.
Общий вид поезда. У меня постоянно возникало ощущение, что колёса не от него и их просто неудачно пририсовали. (За благородное зерно спасибо автомату, но по другому быстро не получалось)
Колёсная тележка и контактный рельс крупно. В левом углу видно кусочек направляющего ролика.
Понравилось как организована ручка: на уровне рук она разделяется на 3, что отменяет конкурс "дайте подержаться". (извините за качество - здесь с телефона)
Ракурс на фотке не очень удачный, на самом деле "тройник" расположен не в одной плоскости, а по кругу. Ещё одна особенность вагона - чтобы добраться до ручки открытия дверей нужно снять одно из сидений. Так просто ради фана не подёргаешь.

Станции метро действительно невзрачные - низенькие, серенькие, больше напоминают просто широкий пешеходный переход, например такой, как был на Бесарабке (в Киеве), до появления там торгового центра. Поезда всегда идут посредине. В принципе это логично т.к. рыть и укреплять надо один тоннель, а не два. Это создаёт небольшое неудобство, если надо резко перейти на поезд в обратную сторону, т.к. приходится подниматься на переход над платформой. Но с другой стороны, как часто нормальному человеку нужно переходить на поезд в прямо противоположенную сторону?

Ещё метро по утрам страшно воняет ссаниной, даже в самом центре. Объясняется это просто: на ночь в метро собираются бомжи. Вечером можно увидеть очень много людей обустраивающихся обстоятельно на ночь, развешивающих куртки, раскладывающих вещи. А вот туалетов в метро нет. Зато в метро очень тепло. Большое количество канадцев перемещается по метро с курткой под мышкой. Вообще такие люди легко одеты, несмотря на серьёзный мороз. Единственное что я могу предположить, что перемещаются они от работы (или другого места назначения) до перехватывающей парковки возле какой-нибудь станции метро на окраине. Во всяком случае я читал, что так принято делать.

Последний штрих описания транспортной системы - велоинфраструктура. Во первых, есть велодорожки. Да не простые, а отделённые бордюрчиком, размеченные и двухсторонние. Правда есть они не везде, и их тоже можно найти на карте транспорта. Кстати, там где нет велодорожек велосипедисты вполне нормально уживаются с остальным транспортом.
Непростая велодорожка.
Во вторых, большое количество велопарковок. От простых столбиков с ушком к которому можно прицепиться обычным стальным кордом, до достаточно хитрых капканов, для которых нужен только амбарный замок.
Капканы со стороны
Более крупно место для замка.
Велосипед запаркованный у столбика с ушком.
Последняя картинка меня озадачила. Да ну нафиг! Не может быть. На улице 17 градусов мороза, я стою в лыжных штанах и мне не жарко. Неужели кто-то в такую погоду ездит на велосипеде? Наверно приехал сюда в потепление в среду, да так и оставил вел. Позже я убедился, что был не прав, народ таки ездит на велосипеде и в такую погоду.

Думаю, на этом стоить закончить на сегодня, дабы не перегружать информацией. И так получилось длинно, надеюсь хоть интересно.

Полезные советы:
  1. Если вы перемещаетесь по Монреалю своим ходом купите OPUS. Разовые карточки не требуют дополнительных денег за носитель.
  2. На въезде в административную единицу (город, штат, провинцию) осмотритесь на предмет раздаточного материала. Туристические карты часто спонсируются местным туристическим бизнесом (рестораны, турфирмы, достопримечательности) и поэтому обычно или бесплатны или стоят смешных денег.

1 комментарий: